Поиск по сайту

Введите поисковый запрос
  • Главная
  • Новости
  • Гендиректор компании «Оптеком Санкт-Петербург» Борис Солопов: Все зависит только от ваших стараний, а не от интеллекта

Гендиректор компании «Оптеком Санкт-Петербург» Борис Солопов: Все зависит только от ваших стараний, а не от интеллекта

Четверг 14 Июня Репортаж

Кто определяет критерии успеха? Как распределять свое время, чтобы достигать поставленных целей? Как ставить приоритеты в разных делах? На эти и другие вопросы о мотивации и личном успехе в ходе открытой лекции-дискуссии ответил выпускник Университета ИТМО, генеральный директор и совладелец компании ЗАО «Оптеком Санкт-Петербург» Борис Солопов на открутой лекции «Успех: путевые заметки» в Центре предпринимательства Университета ИТМО. ITMO.NEWS записал главные советы и рекомендации.

Я занимаюсь оптическим производством. Мы делаем оптические детали размером от одного до пяти миллиметров, которые используются в основном в медицине. Для этой деятельности характерно то, что, несмотря на прорыв в технологиях, станков, которые могли бы делать такие маленькие детали, пока практически нет. Поэтому большую часть работы люди делают почти вручную. Кроме того, особенность рынка такова, что у нас не бывает заказов на год вперед – обычно это период в максимум два месяца. Потому что в отрасли часто меняются требования к деталям. Также мы являемся дистрибьютором немецкой компании по производству стекла специального назначения Schott. В «Оптеком» работают почти 40 человек

Я не родился в рубашке: мама была фельдшером, папа – простым рабочим. Я не был отличником, в девятом классе меня хотели выгнать из школы за неудовлетворительное поведение. Но в 11 классе я сдал математику на «отлично», а после поступил в Университет ИТМО. На третьем курсе меня направили на стажировку в Институт высокомолекулярных соединений РАН. Там работали ученые, и там впервые я понял, что я не фрукт, который должен созреть, а что я должен выполнять определенную работу. Отношение людей там было не такое, что «ты идиот, но что-нибудь да сделаешь». Я написал диплом в институте, даже остался там работать. Все было хорошо, кроме зарплаты, поэтому я устроился менеджером и стал продавать колбасу. Но через какое-то время возник вопрос, что же делать дальше: если еще два года я буду продавать колбасу, то кроме этого мне в жизни ничего больше не светит. Поэтому я решил вернуться в оптическую отрасль. Это было непростое решение, потому что я терял в деньгах. Но у меня было время, здоровье, не было семьи, поэтому можно было заниматься тем, чтобы расти дальше, добиваться целей, чтобы потом было лучше.

Характеристики успеха: профицит денег, нехватка времени, здоровье, статус. Сейчас, пока у вас нет семьи, у вас есть время и здоровье достигать поставленных целей, чтобы потом жить лучше. И чтобы потом вы могли покупать себе время и здоровье: например, нанимать людей для какой-либо работы. Когда приходишь к 45 годам с детьми, но без денег и особого здоровья, это малоприятно. Конечно, мы не можем унифицировать успех абсолютно для всех. Есть люди, например, художники, музыканты, которым не важны эти составляющие – для них главное иметь возможность творить.

По поводу «сейчас» и «потом». Мы всегда находимся на грани того, когда же нам хорошо и достаточно ли этого. Мы сами решаем, когда нам остановиться и нужно ли переходить на следующий уровень. Для кого-то это «хорошо» может наступить в 40 лет, для кого-то – в 60. У всех по-разному.

Пользуйтесь возможностями, которые появляются вокруг вас в вашей сфере деятельности. А лучше создавайте их. Записывайте все идеи, которые приходят вам в голову, и пробуйте. Вы никогда не знаете, какая идея принесет вам успех. Но также важно понять, к какой стене приставлена лестница: если не к той, то ты ползешь не туда. То есть не всегда ты двигаешься в нужном направлении, бывает, что ты отклоняешься, поэтому важно иногда рефлексировать и смотреть со стороны, что ты имеешь, то ли это, что ты хотел получить. Иначе рискуешь измотать себя, работая не в том направлении.

Не слушайте советов о том, что у вас не получится. Вы часто можете столкнуться с «советчиками», которые скажут вам, что то, что вы задумали, у вас не получится, ведь никто так раньше не делал и так далее. У нас был недавно случай на производстве. Мы запускали новый проект, и технолог мне сказал, что сделать его по предусмотренной технологии не получится. Я сказал: «Окей, делайте, как хотите». Но через три недели технолог пришел и сказал, что надо все-таки было делать по той технологии, которая планировалась изначально. Никогда не поступайте так, как этого хотят другие: вас могут отговаривать из зависти, по глупости, по другим причинам.

Не обсуждайте ваши идеи ни с кем, даже с близкими. Потому что это ваше будущее. Жалко, когда ваши мечты сбываются у других. Вы можете просить помощи у других людей, но если вы будете только говорить, а не делать, то за вас это сделают другие. Помните, что путь в тысячу миль начинается с первого шага. Поэтому к цели нужно хотя бы ползти.

Все зависит только от ваших стараний, а не от интеллекта. Ранее, не знаю, как сейчас, в вузах США была так называемая квота на чернокожих абитуриентов. Из-за этого порой была такая ситуация, что чернокожий, который на вступительных набрал 75 баллов, поступал, а «белый», который набрал 80, не поступал, потому что проходной балл – 85. Конечно, были дискуссии о том, что же будет с будущим страны, если более способные люди не могут поступить в вузы. Однако потом исследователи посмотрели, какого успеха достигли выпускники вузов, которые попали по квотам или по вступительным. И оказалось, что вне зависимости от уровня IQ все люди, которые хотели работать, успешно работали, а те, кто не хотел, даже с высоким интеллектом остались в задних рядах. То есть все зависит только от вас.

Читайте профильную литературу. Иначе вы останетесь на уровне среднего профессионала в своей области. После прочтения каждой книги выписывайте для себя основные ее тезисы, иначе все забудете полностью. И читайте как можно больше – не пять-шесть книг в год, а раза в три больше.

Профессионализм нужно отработать. Считается, что нужно потратить не менее 10 тысяч часов, чтобы достигнуть больших результатов в чем-то. Было проведено исследование среди музыкантов берлинской школы. Ученые подсчитали, сколько часов в день ученики занимались музыкой, начиная с 12 лет. Оказалось, что наиболее умелые ребята, которые хотели стать профессиональными музыкантами, тратили на занятия не менее трех часов в день. Потом ученые прошлись по другим специальностям, и везде была та же закономерность: три часа в день для профессионализма. Если вы будете заниматься по три часа в день тем, в чем вы хотите преуспеть, 10 тысяч часов вы наберете примерно за 10 лет. По-другому нельзя.

Регламентируйте свои развлечения. Это относится ко всему. Например, сколько у вас социальных сетей? Мне хватает одной. Пользуйтесь социальными сетями только для работы или каких-либо других важных для вас вещей. Представьте: если вы будете тратить по два часа в день на YouTube, то вы как раз будете растрачивать те самые 10 тысяч часов на то, что не принесет вам успеха, – после этого вы можете только стать профессионалом по просмотру видео в интернете.

Дисциплина. Известно, что есть школы, которые заканчивают, в основном, дети из благополучных семей, а есть те, в которые ходят все подряд. И в США было проведено исследование о том, с какими остаточными знаниями ребята из разных школ приходят в следующий класс после летних каникул. Оказалось, что дети из благополучных семей приходили с теми же или даже лучшими знаниями, что были у них весной. А дети из неблагополучных утрачивали порядка 30% знаний, полученных в прошлом году. Это говорит лишь о том, что первые и летом читали, занимались с родителями, а вторые тратили все время на развлечения, улицу. Поэтому важно продолжать отрабатывать свой профессионализм постоянно.

Вы должны сначала полностью пройти одну ступень карьеры, прежде чем подняться на ступень выше. Начинай с того, что имеешь, и делай то, что получается. Осваивайте свою область постепенно, погружаясь сначала в простые детали и лишь после этого переходя к более сложным. Потому что если вы будете прыгать через ступени, то просто споткнетесь. На нашем производстве, как и на любом другом, я считаю, что люди должны начинать с самого нуля, условно, мыть станки. Ведь все зависит от мотивации человека. Или взять, например, менеджера. Сначала он тщательно обдумывает, стоит ли поручать ту или иную работу кому-либо, как заставить человека сделать что-то. На последней ступени своего развития менеджер не делает ничего: подчиненные сами знают, что им нужно делать.

Цените чужое время. Есть такая шутка: немцы приходят минута в минуту, а русские – день в день. Почему-то сегодня молодые люди вообще не понимают, что такое время. Например, наши стажеры должны приходить на работу в восемь утра, а они приходят в девять. Если вы опоздали на деловую встречу, с вашей стороны будет правильно спросить, например, сколько стоит минута того, с кем вы встречаетесь, и компенсировать опоздание финансово.

Внешний вид имеет значение. Сейчас никто не смотрит на качество ваших часов, очков, смартфонов, однако если вы одеваетесь лучше или опрятнее других, это помогает создать нужное впечатление. Это не значит, что нужно покупать дорогие костюмы. Нужно просто презентабельно выглядеть.

Занимайтесь нетворкингом. Например, мы в «Оптеком», когда нам нужно взять нового человека на работу, сначала смотрим те визитки и те контакты, которые оставили люди, с которыми мы уже как-то взаимодействовали. Все сайты по поиску работы – это не про нас. И наоборот: чем больше у вас знакомых, тем больше у вас шансов найти нужного вам работодателя или партнера.

Собирайте положительные отзывы о вас. Выставляйте напоказ все признания вашей профессиональной деятельности: участие в выставках, победы в конкурсах, прохождение стажировок, проектные работы. Самое важное выставляйте на самое видное место. Это работает.

Благодарите. Хоть и говорят, что за спасибо не работают, но это не совсем точное выражение. Если вы не будете благодарить людей за их работу, то общение с ними будет выстраиваться сложнее.

Помните: силы нужны не для того, чтобы идти, а чтобы подниматься. Невозможно быть готовым ко всем ударам судьбы. Вы лишь можете постараться предотвратить их, ведь хороший полководец выигрывает битву до ее начала подготовкой своей армии. В нашей стране есть огромный потенциал для развития бизнеса, для самореализации. Но по статистике в России лишь 2 % людей пробовали быть предпринимателями, а в США – 40%. Ставьте перед собой большие цели, потому что маленькие мечты не зажигают.

Наталья Блинникова, редакция новостного портала ITMO.NEWS