Поиск по сайту

Введите поисковый запрос
  • Главная
  • Новости
  • Смарт-браслеты и модульная система для формирования интерьера: петербургские студенты предложили технологические решения для концепции будущего кампуса ИТМО

Смарт-браслеты и модульная система для формирования интерьера: петербургские студенты предложили технологические решения для концепции будущего кампуса ИТМО

Понедельник 23 Апреля Репортаж

Центр конвергентных инноваций Университета ИТМО совместно с SAP University Alliances провели сессию дизайн-мышления (InnoJam), в рамках которой участникам предстояло придумать инновационные умные решения для организации гибких образовательных пространств в новом кампусе Университета ИТМО. InnoJam был проведен в рамках деятельности SAP Next-Gen Lab – лаборатории компании SAP, которая позволяет студентам работать над отраслевыми задачами и предлагать свои решения компаниям-заказчикам. В течение двух дней студенты Университета ИТМО, СПбГАСУ и СПбГУТ имени проф. М.А. Бонч-Бруевича разрабатывали прототипы приложений, а также концепты как устройств будущего пространства, так и эскизы его интерьерных решений.

Smart Space Hack InnoJam – сессия дизайн-мышления, которую Центр конвергентных инноваций Университета ИТМО провел совместно с ООО «Центр прогрессивного образования» в рамках деятельности SAP Next-Gen Lab – лаборатории инноваций и нетворкинга для студентов и молодых IT-специалистов. Основная функция SAP Next-Gen Lab — практика студентов, изучение технологий SAP, решение задач, актуальных для клиентов компании SAP. Надо отметить, что SAP Next-Gen Lab создан для поколения Z, студентов и специалистов, которые нацелены на практику и карьеру, а не на сухую теорию.

«SAP Next-Gen – это инициатива, в рамках которой мы помогаем вузам внедрить в классический учебный процесс проектное обучение. Наша задача как технологического бренда и как компании с большой базой клиентов из числа промышленных и сервисных компаний – связать наших заказчиков со студенческой средой, предоставить им возможность предлагать студентам задачи, которые можно решить в рамках проектной работы. Такой вид деятельности позволит студентам получить навыки работы с реальными отраслевыми и индустриальными задачами, развивать необходимые компетенции для командной работы, дизайн-мышления, использования эмоционального интеллекта. Благодаря этому студенты получат в стенах вуза тот опыт, ради которого обычно идут на стажировки», – комментирует Юрий Куприянов, менеджер академической программы «Университетский Альянс SAP» в SAP CIS.

По словам эксперта, для компании SAP участие в таких проектах связано с пониманием необходимости говорить и взаимодействовать с молодым поколением (особенно, если речь идет о разработке задач для B2C), поскольку у детей, родившихся в «нулевые», иные паттерны использования технологий. Чтобы в дальнейшем определять правильный вектор развития, нужно регулярно общаться с представителями молодого поколения. В эффективность такого подхода верят многие компании. Деятельность SAP Next-Gen Lab проводится по принципу общего проекта SAP и Стэнфордского университета — Stanford D.School, в рамках которого студенты разрабатывают технологии Connected Cars для Audi и «беспилотники» Volvo для строительства, безопасные для рабочих. В числе заказчиков проектов — Renault, IKEA, NASA, Ford и многие другие компании. По словам Юрия Куприянова, цель компании – способствовать встраиванию проектной деятельности в учебный процесс (самый простой вариант – в виде курсовых и дипломных работ). 

«В рамках данного InnoJam мы решили поддержать инициативу устойчивого развития ООН, в части девятой цели, отвечающей за инфраструктуру, индустриализацию и инновации, так как смарт-продукты бессмысленно рассматривать в отрыве от устойчивого развития. Центр конвергентных инноваций Университета ИТМО инициировал проведение сессии дизайн-мышления, цель которой – придумать и продумать инновационные подходы к пространству будущего кампуса вуза. Посмотреть на задачу проектирования нового пространства мы предложили с двух сторон. Первой задачей мы определили разработку системы умного интерьера для образовательных пространств будущего, ключевыми аспектами которой стали функциональность, комфорт (здоровье) и легкость в обслуживании. Второй целью стала разработка системы гибкого управления пространством и взаимодействия с резидентами коворкинга. Ключевыми аспектами в данной задаче являются эргономика, трансформация и экономика», – объяснил директор центра конвергентных инноваций Университета ИТМО Александр Дорофеев.

Надо отметить, формат сессии дизайн-мышления в значительной степени отличается от  привычного многим хакатона. Так, если на хакатон участники приходят с прототипами, реализованными на 40-60 %, с готовой командой и желанием доработать свой продукт  до концепта в рамках поставленной задачи, то формат сессии дизайн-мышления подразумевает формирование команды и разработку как идеи, так и прототипа непосредственно на площадке, при общении с экспертами и заказчиком.

По словам Юрия Куприянова, методология дизайн-мышления – один из инструментов создания управления инновациями и организованный процесс управления креативностью группы людей, который может длиться как в течение двух дней, так и в течение полугода.  Идея в том, что участники прорабатывают идею, разрабатывают несколько прототипов, работают с фокус-группой и готовы перерабатывать продукт с нуля.

«Дизайн-мышление – это тот инструмент, который мы передаем вузам, ориентируясь на создание прототипов на наших платформах.  С одной стороны, это возможность приобщить ребят к технологическому предпринимательству с SAP, с другой стороны – возможность  в перспективе коммерциализировать свою деятельность. Продукты, которые создаются на нашей платформе и выкладываются в корпоративный магазин приложений (AppStore для бизнеса), дают возможность студентам представлять свои идеи нашим клиентам», – объяснил Юрий Куприянов.

Непосредственно перед сессией дизайн-мышления участников ожидала и образовательная часть. Степан Кухарский, партнер архитектурной лаборатории SA Lab, рассказал про адаптивные решения в архитектуре, ведущий специалист EPAM New York Иван Аляскин объяснил, что такое smart пространства, а во второй день кандидат психологических наук и доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Ирина Шмелева рассказала участникам об устойчивых и зеленых университетских кампусах в контексте реализации целей устойчивого развития ООН.

Проекты команд

Команда победителей работала над решением проблемы отсутствия трансформируемых smart объектов интерьера.  Бакалавры и магистранты Университета ИТМО, СПБГАСУ и СПбГУТ имени проф. М.А.Бонч-Бруевича разработали виртуальный квази-макет модульной системы, которая позволит пользователю создавать различные предметы интерьера (стол, стул, система хранения для вещей и книг и прочие элементы), управляя модулями.

«Так как пространство для работы должно быть индивидуальным, человек должен иметь возможность творчески подходить к организации своего рабочего места, и наша модульная система ему в этом поможет, так как при определенном количестве модулей пользователь сможет формировать разные элементы мебели. Для физической модели системы планируется использовать стеклокомпозит, который используется в качестве каркаса. На него также можно навесить любую обшивку (например, мягкую для стула). Если один из элементов модульной системы выходит из строя, его можно будет заменить другим модулем», – объяснила одна из участниц команды Екатерина Ситникова, студентка третьего курса СПбГАСУ.

Участники команды предложили оснастить модули датчиками, которые будут собирать информацию о пользователе и окружающей среде. Модульная система задумана самообучаемой и будет автоматически подстраиваться под потребности человека, запоминать свои положения, собирать информацию об окружающей среде (например, будет контролировать температуру воздуха). Управляется такая система с помощью приложения. Разместить модульные системы участники предложили как в помещениях, так и в открытых пространствах – парках и открытых лекториях. При разработке был использован сервис для быстрого прототипирования приложений SAP Build.

Вторая команда предложила проект адаптируемой городской экосистемы, адаптация которой происходит сразу на нескольких уровнях: на уровне города, офиса и рабочего места. Для реализации проекта участники команды придумали идею smart-браслетов, которые отслеживают состояние пользователя, местоположение, настроение, формируют траекторию передвижения внутри среды, накапливают и передают пользовательскую информацию. Носители smart-браслетов – студенты, преподаватели, научные сотрудники, работники и предприниматели, у каждого из которых есть  идентификация с их задачей пребывания в среде. Smart-браслеты собирают данные с пользователей, затем информация обрабатывается, выявляются паттерны поведения, поставляются в центр интеллектуального управления городской средой, который осуществляет трансформацию городской среды (на разных уровнях трансформация осуществляется по-разному: транспортная система на уровне города, управление подвижными стенами на уровне офиса, управление умной мебелью на уровне рабочего места). В свою очередь, пользователь получает рекомендации по его персональному распорядку и по тем местам, которые ему следует посетить, а также способы избегания сложностей, которые возникают в транспортной среде. Smart-браслет поможет пользователю составить рациональный маршрут, настроить рабочее место в соответствии с правилами эргономики и индивидуальными потребностями, а также обеспечит психоэмоциональную разгрузку, позволяя пользователю управлять светом, запахами и аудиоэффектами в помещении. Браслет привязан к адаптивной среде и сможет принимать решения за пользователя, в некоторых случаях даже не уведомляя его об этом.

Дарья Софина, редакция новостного портала ITMO.NEWS